Михаил, вот истинный смысл клипа и песни Коммент длинный Он есть выше "Композиция песни проработана таким образом, что без единого слова можно выявить её драматургию. Всё начинается с эпическо-героической партии синтезатора, своим звучанием напоминающей гимн. Вступает прямая бочка – музыкальный приём из предыдущего сингла "Нам не нужен герой". Но если там бочка – ярость и злость, то здесь ритм, подчёркиваемый акустической гитарой, напоминает ровный стук сердца или спокойных уверенных шагов. В припев возвращаются триумфальные клавиши и гитарные риффы, однако они не привносят резкого изменения в мелодическую структуру – ощущение, будто равномерный шаг постепенно превращается в полёт. Построение текста изящно переплетается с музыкальным развитием – может, даже больше, чем в предыдущих песнях. "Пекло" отражала суть вхождения в лиминальную стадию – перед героем был страх неизвестности. "Я никому не верю" – история о человеке, который прошёл тяжкий путь и через боль и потери обрёл внутреннюю силу и свободу, избавившись от груза прошлого. В первом куплете он только обнаружил себя обновлённым, и в тексте преобладает наблюдение, словно у новорождённого детёныша. Внешний мир изменился ("Агент зимы поджёг листву / Весь мир горит"). Отчасти это связано с состоянием героя. Отчасти – уже никак на него не влияет ("Они мне больше не знакомы"). Во втором куплете Лёва обращает наше внимание на внутренний мир героя, его отношения со своей тёмной стороной. У каждого из нас есть пустота – и с самого рождения эта дыра только увеличивается. Мы пытаемся её заткнуть. Врём и свято верим в свою ложь. Покупаем пресловутый эрзац мечты. Словно испуганные звери, считаем, что только бегство способно спасти нас от лап кровожадных чудовищ. Да только нет никаких монстров, ведь твоя пустота – это ты сам. И единственное решение проблем – посмотреть ей в глаза, начать разговор и понять, какая сила таится внутри. Сила, что никогда тебя не бросит. Любой счастливый момент кончится. Боль же остаётся навсегда и даёт толчок к обретению своего "Я". Если теряешь равновесие, держись за свою пустоту. Держись за воздух. И лети. Ты будешь непобедим. К такому индвидуализму приходит герой и в припеве вместе с музыкой устремляется вверх – он больше никому не верит. Потому что верит себе. Буря – это тяжело, но в конечном счёте именно она пробудила характер и вдохнула ветер в паруса корабля, что уже не сменит курс на скалы. На контрасте с ровной геометрической формой в песню врывается соло на флейте, филигранно исполненное Яном Николенко. Флейта привносит нотки лёгкого безумия, первобытного хаоса и блаженного созидания – душа словно выплясывает ритуальный танец освобождения вместе с пламенем костра. Того самого, что разжигается в древней и мифической пещере нашего бессознательного. А искорки-мотыльки маячат, озаряя дорогу посреди сплошной темноты. И финальная кода, когда флейта повторяет партию клавиш – здесь происходит триумф обретения свободы и окончательное перерождение человека. В отличие от песни, клип Макса Шишкина, снятый в эсхатологическом тоне, повествует о самом процессе перехода из старой жизни в новую. Этот клип лаконичнее предыдущих, что только играет ему на руку – подобный минимализм способствует появлению сюрреалистических образов, взятых будто бы из глубин подсознания. Один из них – пожилые руки, на которые смотрит герой Лёвы. Главный герой стар (неважно, морально или физически), и окружающая его жизнь – это череда разорванных связей, прежде всего, с самим собой. Это выражается в сцене с двойником, который буквально повторяет движения героя, поворачиваясь к нему спиной. Таковы и сцены со всей группой. Обратите внимание, что, стоя рядом, каждый из них смотрит в разные стороны, как бы упорно не видя друг друга. Другой образ – герой в кровавом костюме с ножами в спине – многочисленными ранами, оставленными другими. Чёрное полотно, напоминающее картину Малевича, на фоне героя как будто отражает безысходный мрак в его голове. Как известно, сакура в Японии – символ красоты и краткосрочности жизни. В кадре сакура покрыта снегом, что с одной стороны, означает смерть, с другой – она скоро зацветёт. Так и трагическое падение героя в бездну – разрушение прежнего мира, что безусловно болезненно и страшно. Подобные метаморфозы, происходящие внутри, знакомы всем нам. Но именно этот шаг ведёт к обновлению всего живого, и слёзы старика, прощающегося с миром, становятся слезами младенца, что с ним знакомится. Вечный архетипический сюжет, повторяющийся издревле веков: конец света ведёт к его созданию. Помните гравюру Хокусая "Большая волна"? Огромная смертоносная волна несётся на бедных рыбаков, смиренно склонивших головы. Моряки олицетворяют человечество на краю потрясений, что, конечно, созвучно с сегодняшним днём. Мир рвётся на части. Уходят близкие. Внешней свободы становится всё меньше. И посреди этого кошмара ты, маленький морячок. Чему верить? Куда плыть? Как не исчезнуть навсегда? Но приглядитесь: большая страшная волна не первая на пути рыбаков. Движение картины циклично, и моряки вновь и вновь выплывают из смертоносной волны. А морская пена уподобляется снежинкам, падающим на гору Фудзи – символ бессмертия. "Но главная битва происходит внутри" – спели Би-2 два года назад. И пока она длится, в тебе, не прекращаясь, будут бороться огонь и лёд, рождая смысл существования. А слёзы, превратившиеся в волны, понесут тебя навстречу жизни, этой никем неопознанной случайности. Отсюда – и до конца."

Теги других блогов: музыка драматургия Коммент